Алексия- расстройство чтения, обусловленное потерей способности понимания письменных знаков при нормальном зрении, в результате чего буквы, слова, цифры становятся ничего не выражающими символами. Возникает при поражении места стыка затылочной, височной и нижнетеменной областей левого полушария мозга.
Аутизм- погружение в мир собственных переживаний, отгороженность от реального мира и утрата интересов к действительности, отсутствие стремления к общению с другими людьми, бедность эмоциональных проявлений.
Аффект- сильное, но кратковременное нервно-психическое возбуждение, возникающее в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов, иными словами, сильное эмоциональное переживание.
Гиперактивность- чрезмерная активность, слабый контроль побуждений
Отвлекаемость- расстройство внимания, которое характеризуется быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действия внешних раздражителей.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени
Дискалькулия (акалькулия) - нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, включающая следующие компоненты: зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; голосовые реакции в форме гуканья и поведенческая реакция ребенка, проявление специфически человеческой потребности – потребности в другом человеке, критерий окончания кризиса новорожденности. В норме К.о. появляется к середине третьего месяца жизни ребенка.
Кризис- переходный возраст в психическом развитии ребенка, в течение которого происходит целостное изменение личности ребенка возникает при смене стабильных возрастов; характеризуется отмиранием прежних форм взаимодействия с окружающими и формированием новой социальной ситуации развития. К. – норма развития.
Пренатальный- период развития человека до рождения.
Перинатальный- период развития человека во время рождения.
Постнатальный- период развития человека после рождения.
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. – слуховое восприятие фонем данного языка.
Комплексы - устойчивые, эмоционально отрицательные переживания, состояния человека, связанные с недостатком у него каких-либо важных способностей, качеств личности, форм социального поведения; существуют и действуют на подсознательном уровне.
Словарь терминов (С сайта "ИГРАЕМ-РАЗВИВАЕМ!"http://tasoteka.rusedu.net/post/1654/18728)
Агнозия — нарушение процессов предметного восприятия; может быть слуховой, зрительной, тактильной.
Агрессия (агрессивность) – стремление причинить вред окружающим.
Адаптация – приспособление к новым условиям.
Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.
Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее до степени патологии.
Алалия – тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка.
Амбивалентность – двойственность, сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т. п.).
Анализатор - сложная анатомо-физиологическая система, осуществляющая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка.
Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных комплексов, составляющих слоги, слова.
Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание.
Астения, астеническое состояние – нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость.
Асфиксия – удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Атаксия — расстройство координации движений, выражается в несоразмерности движений, неточности их.
Атетоз — насильственные медленные движения в пальцах рук и ног.
Аутизм – тяжелое психическое отклонение, характеризующееся грубыми нарушениями общения.
Афферентный — приносящий возбуждение к центральной нервной системе.
Брайля шрифт - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный в 1829г. франц. слепым тифлопедагогом Л. Брайлем (Braille). Основой шрифта являются различные комбинации выпуклых точек (от одной до шести), передающие изображения букв алфавита, цифр, знаков препинания, нотных знаков и т.д. Шрифт признан универсальным и распространен во всем мире.
ВНД – высшая нервная.
ВПФ – высшие психические функции.
Вытеснение – один из механизмов психологической защиты: исключение из сознания травмирующих переживаний.
Гиперактивность (двигательная расторможенность) – пограничное нервно - психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.
Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы, внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.
Гиперопека – система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.
Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям.
Девиантное поведение - система действий или отдельные поступки, отклоняющиеся (противоречащие) от принятых в обществе правовых, нравственных норм.
Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип – психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности.
Депресси, депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности.
Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социокультурных контактов.
Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции. Интеллектуальный дефект – необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).
Диагноз (от греч. diagnosis - распознавание) - констатация изучаемого процесса, состояния, явления. В медицине - заключение о наличии заболевания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранности защитных сил организма.
Диагностика (психологическая) – выявление психологических особенностей человека.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.
Дислалия - нарушение звукопроизношения.
Дисфория – мрачная раздражительность.
Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.
ДЦП – детский церебральный паралич.
Заикание - нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
ЗПР – задержка психического развития.
ЗРР - задержка речевого развития.
Истерия – психическое заболевание, часто приводящее к появлению соматических (телесных) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин. Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Кинестетический (от греч. kinema-движение, aisthesis-ощущение) анализатор анализирует и передает в головной мозг ощущение положения и движения органов тела.
Когнитивные (познавательные) процессы – психические процессы, направленные на познание окружающего мира (восприятие, мышление, память, внимание).
Компенсация – выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности.
Консилиум (от лат. consilium - согласование) - совещание квалифицированных специалистов одной или разных специальностей для уточнения диагноза, назначения оптимальных средств медико-социального и психолого-педагогического воздействия и определения прогностических возможностей.
Конформность – стремление быть «таким как все».
Личностные особенности – устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем.
Менингит - это воспаление оболочек головного и (или) спинного мозга.
Мутизм (от лат. mutus - немой) - отказ от активной речи. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. Различают тотальный мутизм (полное и постоянное молчание) и избирательный (проявляется в определенных случаях). В большинстве случаев прогноз благоприятный.
Невроз, невротическое состояние – пограничное психическое расстройство; характеризуется снижением продуктивности деятельности, эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.
Негативизм (от лат. negatio - отрицание) - лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
ОНР – общее недоразвитие речи - сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
Онтогенез - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти.
Оральная апраксия—нарушение произвольных движений языком, губами и нижней челюстью.
Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др.
Паралич (от греч. paralysis - расслабление) - полное выпадение двигательных функций и полное отсутствие произвольных движений, вследствие нарушения иннервации соответствующих мышц.
Паранойяльность – подозрительное, настороженное отношение к окружающим.
Парафазия: а) замена звуков, б) замена слов близкими по звучанию или по смыслу.
Парез (от греч. paresis - ослабление) - уменьшение силы и (или) амплитуды активных движений в связи с нарушениями иннервации соответствующих мышц.
Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния.
Патогенез — внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни.
Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.
Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания.
Персеверация — навязчивое повторение одного и того же слова, звука.
Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно.
Пограничные состояния – отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации .
Проекция – один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.
Психоз, психотическое состояние – психическое расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика ( бред, галлюцинации и т . п .).
Психологическая защита – механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов .
Психопатия – патологический характер, резко затрудняющий социальную адаптацию.
Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность, нарушение социальных норм.
Психосоматические заболевания – телесные болезни, вызванные психологическими причинами.
Психотип – общий склад личности, определяющий ее деятельность, взаимоотношения с людьми и с миром.
РДА – ранний детский аутизм.
Релаксация (от лат. relaxatio - облегчение, расслабление) - состояние покоя, расслабленности, наступающее, например, при отходе ко сну или после сильных переживаний, физических усилий. Также релаксацией называется полное и частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (аутогенная тренировка).
Ремиссия - тип течения болезни, характеризующийся временным уменьшением степени выраженности или ослаблением психопатологической симптоматики.
Ригидность (вязкость) – склонность по - долгу застревать на каких - либо переживаниях.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением.Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам.
СДВГ – синдром гиперактивности и дефицита внимания
Синдром (от греч. syndrome - стечение признаков болезни) - это система взаимосвязанных в патогенезе симптомов (признаков) болезни.
Соматические заболевания – телесные (не нервные и не психические) заболевания.
Социализированность – владение социальными нормами.
Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе.
Специальная образовательная программа - программа, направленная на обучение детей и взрослых, имеющих специальные образовательные потребности, адаптированная к их нуждам и индивидуальным особенностям; реализуемая в специальном образовательном коррекционном учреждении (детском саду, школе, школе-интернате), коррекционно-реабилитационном пункте, центре реабилитации, классе (группе) компенсирующего обучения в составе образовательного учреждения общего типа.
Специальное образование, как указывается в Законе РФ "О специальном образовании" от 1996г., это система условий, которые создает государство для детей и взрослых, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, исключающих или ограничивающих участие этих лиц в жизни общества. Речь идет о дошкольном, общем и профессиональном образовании, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического или психического недостатка.
Тревога – беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности.
Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи. Умственная отсталость (олигофрения) – общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию.
Фобия – навязчивый страх, боязнь ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы : закрытых помещений, открытых пространств , высоты , глубины и др .
Фонема — наименьшая звуковая единица языка, служащая для различения слов или их форм.
Фрустрация – неудовлетворенность потребности.
ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.
ЦНС – центральная нервная система.
Экстравертность – общительность, склонность к широким контактам.
Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний.
Эмоциональная напряженность – возбуждение, ощущение, что необходимо срочно что-то сделать, но неясно, что именно.
Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность, повышенная готовность к действию.
Энурез – недержание мочи.
Энцефалит - инфекционное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (чаще - через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и т.п.).
Эпилепсия - нервно-психическое заболевание, выражающееся в периодически повторяющихся судорожных припадках.
Этиология - наука о причинах болезней (патологических состояний)